Продолжаем рассказывать о том, что было изобретено в России (предыдущая часть здесь).
Ледоколы
Россию окружает множество холодных морей, которые зимой покрываются льдом, даже Чёрное море иногда замерзает. Конечно, это всегда создавало серьёзные препятствия для судоходства. Нередко корабли попадали в ледяной плен в море и месяцами вынуждены были ждать, когда придёт лето. Для борьбы со льдом пытались использовать разные способы, например, в 60-е годы 19 в. было даже построено специальное судно, которое разбивало лёд тяжёлыми гирями, но на практике этот способ оказался малоэффективен.
В 1864 г. установилась особенно неприятная погода в Финском заливе. Он покрылся льдом, и суда не могли через него плыть, но лёд был слишком тонкий, чтобы передвигаться по нему на санях. Снабжение Кронштадта было нарушено. Проблему решил судовладелец Михаил Бритнев. Он вспомнил про способ, который ещё в 17 веке использовали поморы, чтобы сделать во льду дорожку для прохода судна. Поморы использовали специальные паромы со скошенной кромкой носа. Их грузили камнями и тянули, запрягая людей или лошадей. Выползая носом на лёд, паром давил его своей тяжестью. Бритнев переделал принадлежащий ему пароход «Пайлот», срезав нос под углом 20° к линии киля, и превратил его таким образом в первый настоящий ледокол. Испытания превзошли все ожидания, «Пайлот» смог легко преодолеть льды Финского залива. А когда в холодную зиму 1870 г. замёрзло море вблизи Гамбурга, немцы приехали в Петербург, чтобы купить чертежи «Пайлота». Вскоре по этим чертежам стали строить ледоколы и в других странах.
Первые ледоколы были пригодны для плавания в умеренных широтах, но не в Арктике. Однако вице-адмирал Степан Осипович Макаров считал, что Россия должна осваивать Северный Ледовитый океан. Он стал настаивать на постройке принципиально нового мощного ледокола для плавания в арктических широтах. Долгое время от его идеи отмахивались, но, наконец, заручившись поддержкой Менделеева, Макаров смог пробить финансирование строительства. По его проекту в 1898 г. был построен первый арктический ледокол «Ермак». Этот ледокол совершил множество плаваний, в т. ч. исследовательских экспедиций в Арктике, спас из ледяного плена множество судов и прослужил до 1963 года.
Ледокол «Ермак»
Наконец, в 1959 г. СССР начал строительство атомных ледоколов. Атомные ледоколы, построенные в СССР и России, до сих пор не имеют аналогов и являются единственными кораблями (не считая подлодок), которые могут доплыть через льды до Северного полюса.
Атомный ледокол «50 лет Победы» — самый большой в мире
Электросварка
В 1881 году русский инженер, работая над улучшением аккумуляторов для «свечей Яблочкова», открыл возможность использования электрической дуги для сварки металлов. Вскоре он разработал технологию сварки, получил на неё патенты и электросварка распространилась по всему миру.
В 1888-91 гг. другой русский инженер Славянов значительно усовершенствовал метод электросварки, применив металлические электроды (вместо угольных), стал добавлять флюсы и создал сварочный генератор. Принципы электросварки, разработанные Славяновым, используются по сей день.
Противогаз
Средства для защиты органов дыхания от пыли, дыма и т. п. люди применяли ещё в давние времена, и в течение 19го и начала 20 в. разные изобретатели получали патенты на подобные устройства. Но они были неудобны или не обеспечивали достаточной защиты. В 1915 г. немцы впервые использовали против войск Антанты отравляющие газы. Рассматривались разные варианты защиты солдат от химического оружия, тогда русский химик Зелинский предложил вариант противогаза, в котором фильтрующим элементом был активированный уголь (а саму форму противогаза придумал петербургский инженер Куммант). Изобретение Зелинского действительно оказалось лучшим и универсальным средством защиты и вскоре противогазы этой конструкции стали производить все страны Антанты.
русская армия в противогазах Зелинского
Телевидение
Главные принципы телевидения ещё 1907 году сформулировал профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг. Вскоре он получил в разных странах патенты на «способ электрической передачи изображений». В 1911 году он впервые осуществил на практике передачу изображений (простых геометрических фигур) на расстоянии. В дальнейшем электронное телевидение развивалось именно на принципах, описанных Розингом.
В 1920-е разные изобретатели проводили эксперименты с механическим телевидением, где развёртка изображения осуществлялась при помощи вращающегося диска, однако такой способ не мог обеспечить приемлемого качества. Прорыв в усовершенствовании телевидения произошёл в 1931 г., когда с разницей в полтора месяца сначала советский учёный Семён Исидорович Катаев, а затем выходец из России, ученик Розинга, эмигрировавший в США, Владимир Зворыкин объявили об изобретении иконоскопа. Иконоскоп позволял фиксировать изображение, которое затем передавалось и принималось в телевизоре, оснащённом кинескопом. Вскоре в СССР, США, Германии и Великобритании начались первые телевизионные передачи.
Один из первых серийных советских телевизоров образца 1939 г.
Атомная электростанция
Первая в мире атомная электростанция была построена и запущена в 1954 году в Обнинске под руководством Игоря Васильевича Курчатова. АЭС проработала 48 лет до 2002 года и сейчас превращена в музей.
Космические полёты
Именно в нашей стране изобрели и впервые построили космическую ракету, спутник, космический корабль, орбитальную станцию, автоматическую межпланетную станцию, космический скафандр и много прочих вещей, связанных с освоением космоса.
Над созданием космической ракеты в СССР ещё с 1946 г. начала работу группа учёных под руководством Сергея Павловича Королёва. В 1957 году была сконструирована и подготовлена к запуску ракета Р-7, которая впервые вывела на орбиту искусственный спутник и открыла эру космических полётов.
первый искусственный спутник