Эстонский турист Роман Трофимов застрял на 110 дней из-за эпидемии COVID-19 в аэропорту Манилы. Спустя почти четыре месяца он всё-таки сумел вернуться домой, однако теперь намерен подать судебный иск против компании AirAsia.
Необычная история эстонского туриста очень сильно напоминают сюжет фильма «Терминал», главную роль в котором сыграл Том Хэнкс. Роману Трофимову пришлось все это пережить наяву. Оказалось, что на момент прибытия его рейса на Филиппинах уже действовало чрезвычайное положение. Поэтому пределы аэропорта Р. Трофимов покинуть не смог. Обратные рейсы также были отменены в связи со вспышкой коронавируса. Поэтому турист из Эстонии застрял в аэропорту на целых 110 дней.
Во время прохождения таможенного контроля у Романа забрали паспорт. Сотрудники миграционной службы объяснили столь странное решение тем, что они действуют согласно протоколу. У Трофимова не было брони отеля в Маниле, поскольку он летел в Себу. Однако все гостиницы были закрыты из-за карантина. Поэтому даже наличие брони все равно не решало проблему.
Эстонский турист перешел на попечение авиакомпании AirAsia, все рейсы которой также были отменены из эпидемии. Роману предложили 2 варианта выхода из ситуации – перелет в страну, из которой был совершен рейс на Филиппины (Таиланд) или возврат в Эстонию, а именно в Таллин. Таиланд автоматически отпал, поскольку уже истек срок визы. Однако эвакуация в Эстонию могла быть совершена только через 14 дней, когда в Маниле закончится усиленный карантин.
Сотрудники аэропорта отвели туриста к месту в терминале с перевернутыми скамейками, где уже спал на полу один мужчина. Обратный перелет Трофимов должен был оплатить самостоятельно. Затраты на покупку еды также ложились на плечи туриста, но терминал готовился к закрытию, поэтому рестораны и кафе не работали.
Жизнь в терминале
Роману и другим туристам пришлось жить в терминале. Душа здесь не было, в терминале не проводилась уборка. Индивидуальные средства защиты путешественникам тоже никто не дал. Каждые 10 минут в аэропорту автоматически включалась музыка. Это происходило даже ночью. Поэтому условия для сна были абсолютно не пригодны. Чтобы придать этой ситуации огласки, Трофимов решил начать вести социальные сети, хотя раньше ими никогда не пользовался.
«Отсутствие душа, грязный туалет, который никогда не убирался сотрудниками терминала – полная антисанитария, аэропорт превращался в свалку. Тараканы были повсюду, однажды проснулся от того, что один из них полз прямо по мне. Филиппинцы продолжали эвакуировать своих граждан, они прилетали ежедневно. Спать в терминале было невозможно, постоянный шум, играющая музыка не позволяли сомкнуть глаз. Пол в помещении, где мы спали никогда не мыли, поэтому он покрылся слоем грязи», – вспоминает Трофимов.
Сначала у Романа даже не было телефона, чтобы сообщить кому-то о своей проблеме. Поэтому он соорудил транспарант, чтобы устроить одиночный пикет. Это произошло на второй день пребывания в терминале. Один из пассажиров, прилетевший на Филиппины сфотографировал Трофимова, а потом отправил снимок в посольство Эстонии в Японии. Оттуда с ним пытались связаться, но сотрудники AirAsia всячески избегали контактов.
«Когда миграционная служба отказала во въезде на Филиппины, меня привели к месту, где на полу уже спало несколько человек. Мне сказали, что именно здесь я буду дожидаться возобновления авиасообщения. Аэропорт должен был вернуться к прежнему режиму работы 15 апреля. Покупка еды ложится на мои плечи, но в терминале работал только фастфуд Jollibee. Цены были увеличены в несколько раз, поскольку у нас не было альтернативы. В какой-то момент я подумал, что умру в терминале. Тяжело сохранять позитивный настрой, не имея воды и еды, нормальных условий для сна. У меня даже не было окна, чтобы выглянуть на улицу».
Спустя более трех месяцев эстонский МИД все-таки организовал для своего соотечественника обратный рейс в Таллин. Однако на этом история не заканчивается, ведь Трофимову отныне навсегда запрещен въезд на Филиппины.
Что говорит авиаперевозчик?
Версия компании AirAsia несколько отличается. Лоукостер утверждает, что организовал для всех пассажиров, застрявших в терминале, трехразовое питание, а также подготовил надлежащие условия размещения в терминале. МИД Эстонии также занимает нейтральную сторону. Во-первых, Трофимову было предложено в самом начале истории оформить заем на покупку обратного билета, чтобы вернуться домой, но тот отказался. Во-вторых, 36-летний программист больше жаловался не столько на отсутствие еды, сколько на ее однообразие. Он вегетарианец, поэтому не мог есть курицу с рисом, а это было едва ли не единственное блюдо. В-третьих, после недельного заточения эстонцу все-таки предоставили небольшую комнату с кроватью и кондиционером, а также общим душем.
МИД Эстонии подчеркивает, что путешественник должен был осознавать все риски поездки после локдауна. Вероятно, что точка в этом разбирательстве будет поставлена 14 июля, когда состоится судебное разбирательство. Роман Трофимов подал иск против авиакомпании AirAsia. Путешественник планирует взыскать с лоукостера денежную компенсацию за причиненные ему неудобства.