Немного интересного о людях, которые жили очень давно. О тех, кто любил, творил, предавал и служил своим правителям несколько тысяч лет назад…
Хор Джер — древнеегипетский правитель периода Раннего царства, I династия. Южная усыпальница царя в Умм эль-Кааб состоит из большой прямоугольной ямы, выложенной кирпичом, с трех сторон которой находятся хранилища неправильной формы. Сама же усыпальница была построена из дерева, а вся гробница первоначально была покрыта сверху деревянными балками и досками. Рядом с погребением Джера обнаружено 338 дополнительных захоронений (в них покоились останки слуг, принесенных в жертву по завершении погребения самого царя, большинство из принесённых в жертву составляли женщины, вероятно, царский гарем, а невдалеке ещё 269 могил придворных и вельмож царя.
На фото: стела царя (Cairo, Egyptian Museum)
Мересанх III — царица Древнего Египта, дочь Хетепхерес II, внучка фараона Хуфу и супруга фараона Хафра. Между ее смертью и ее погребением прошло 272 дня, в течение которых ее тело было объектом почитания. Гробница, в которой была погребена Мересанх III, изначально предназначалась ее матери, так же как и ее саркофаг. На саркофаге присутствует надпись Хетепхерес II: «Я отдала дочери своей Мересанх, что была любима». Между матерью и дочерью были близкие отношения, о чем и говорят все изображения в гробнице. Сама Хетепхерес II надолго пережила дочь и трёх своих мужей. Она была современницей шести царей, став одной из долгожительниц IV династии: родившись в правление своего деда, царя Снофру, она умерла при своём правнуке, царе Шепсескафе.
На фото: Хетепхерес II с дочерью Мересанх III
Анхесенамон — египетская царица XVIII династии, сестра и главная супруга Тутанхамона, третья дочь фараона Эхнатона и его жены Нефертити.
После смерти Тутанхамона, опасаясь того, что ей придется вступить в брак с могущественным временщиком своего мужа — Эйе, Анхесенамон пошла на беспрецедентный для Древнего Египта шаг и обратилась за помощью к правителю хеттов Суппилулиуме I. Сохранилось письмо Анхесенамон, найденное в Хаттусе, содержащее просьбу сделать одного из сыновей Суппилулиумы её мужем. «Мой супруг умер, а сына у меня нет, но о тебе говорят, что у тебя много сыновей. Если бы ты прислал ко мне одного из своих сыновей, он стал бы моим мужем. Я ни за что не возьму в мужья никого из своих подданных. Я очень боюсь». Правитель хеттов попытался использовать возможность расширить своё влияние на Египет и отправил туда своего сына Зананзу. Однако до Египта принц не добрался, а был убит по дороге — очевидно, по поручению Эйе, который впоследствии и стал преемником Тутанхамона, заключив фиктивный брак с Анхесенамон и узаконив тем самым узурпацию престола. Сохранилось кольцо, на котором имена уже фараона Эйе и царицы Анхесенамон стоят рядом. Вероятно, вскоре после свадьбы царица умерла, так как дальнейшие упоминания о ней отсутствуют.
На фото: фрагмент с трона фараона (Cairo, Egyptian Museum)
Пентаур — сын фараона Рамсеса III-го (1185 — 1153 годах до н.э., XX династия) вместе со своей матерью Тейе устроил заговор с целью свержения отца, чтобы занять его трон. В заговор было вовлечено много людей: от гарема фараона до его дворецких. Но план был раскрыт, а участники подвергнуты различным наказаниям. Несмотря на предательство, Пентаур был достоин царского погребения. Его мумия была найдена в тайнике вместе с величайшими правителями Нового Царства. После изучения мумии был сделан вывод, что Пентаур подвергся самым изощренным пыткам, и был заживо погребен в саркофаге с натроном.
На фото: мумия Пентаура (Cairo, Egyptian Museum)
Аахеперра Псусеннес I Сетепенамон — третий ливийский фараон XXI династии Древнего Египта, правивший около 1039—993 до н. э. Внук фараона Рамсеса XI, сын верховного жреца Амона Пинеджема I и принцессы Дуатхатхор-Хенеттави. Гробница Псусеннеса I была открыта в 1940 г. экспедицией, возглавляемой Пьером Монте. По ценности сохранившихся в ней изделий она уступает лишь знаменитой гробнице Тутанхамона.
На фото: фрагмент саркофага (Cairo, Egyptian Museum)
Падиаменопе — египетский жрец и писец, посвященный в таинства священных книг и маг (26 династия). Размах ритуального зодчества гробницы ТТ33 потрясает! Протяженность коридоров около 300 метров в скальном грунте на нескольких уровнях. Здесь есть большие залы и ловушки, кенотаф и множество иероглифов. Падиаменопе на стенах своей громадной гробницы изобразил чуть ли не все виды заупокойных текстов, начиная от текстов пирамид и заканчивая книгой Амдуат. Чтобы добраться до погребальной камеры Падиаменопе, нужно было пересечь вертикальную 7-метровую шахту. В неё несколько раз срывались исследователи и археологи, получившие в итоге тяжкие увечья. Со временем это место обросло слухами: поговаривали, что гробница проклята.
На фото: статуя Падиаменопе
Амен-Тефнахт (Амон Тефнахт) — военачальник, руководитель личной охраны, командир рекрутов Царской Гвардии и «Жрецом Царя» живший в период правления царя Априя, 26 Династия, 589-570 до НЭ. Его глубокая могила-шахта была вырезана в переднем дворе погребального храма царя Униса VI Династии в древнем некрополе Саккары. Когда его гробница была обнаружена, она оказалась нетронутой… Амен-Тефнахт не был правильно забальзамирован, а его тело, по-видимому, уложено в гроб немедленно после смерти без каких-либо амулетов или украшений. Гроб был антропоидом и сделанным из прекрасного зеленого сланца. Вероятнее всего, ритуал выполнили растерявшие всяческие навыки бальзамировщики, или, что никто больше не следил за их работой.
На фото: погребальная камера
Мумия с татуировкой
В одной из гробниц Дейр-эль-Медины обнаружили уникальную мумию женщины, чья шея, плечи и спина были покрыты множеством татуировок с религиозным смыслом. Татуировки, которые претендуют на звание самых древних образцов подобного искусства в истории человечества, ученые открыли относительно случайно. Они изучали мумии, найденные французскими археологами в 19-м веке. Изучая останки женщины, от которой осталось только туловище, случайно заметили необычные полосы на ее шее, которые изначально приняли за рисунок, нанесенный на тело уже после мумификации. Как показало подобное сканирование, кожа женщины была украшена рекордным количеством татуировок (более 30 штук), и каждая часть ее тела была украшена одним или несколькими рисунками. С какой бы стороны вы ни смотрели на эту женщину, вы всегда бы видели две пары глаз богов, взирающих на вас. Нанесение этих татуировок должно было занять уйму времени, и часть из этих процедур была весьма болезненной. То, что женщина подвергла себя таким мучениям, говорит о том, что она и окружавшие ее люди верили в божественную силу этих татуировок.
На фото: фрагмент мумии.
Сехемхет — царь III династии Древнего царства, вероятнее всего, сын Джосера. Остатки незаконченной ступенчатой пирамиды Сехемхета были обнаружены в прошлом веке египетским археологом М. Закарией Гонеймом в Саккарском некрополе. Раскопки, проведённые Гонеймом, подтвердили, что сооружение предназначалось для Сехемхета, чье имя было обнаружено на остатках печатей. Общая схема постройки пирамид Джосера и Сехемхета позволяет утверждать, что визирь и зодчий первого из них Имхотеп — был причастен и к созданию следующей пирамиды чье имя, начертанное красными чернилами, было найдено на стене ограды пирамиды. Строительство пирамиды было остановлено, скорее всего, из-за внезапной смерти Сехемхета. В июне 1954 года был обнаружен алебастровый саркофаг Сехемхета, созданный из одной глыбы и он оказался пустым. Наличие в пирамиде золотых украшений, а также то, что стены перегородок, преграждающих путь в погребальную камеру, и сам саркофаг не носили следов взлома, доказывает, что грабители в эту пирамиду не проникали. Куда же, в таком случае, исчезла мумия Сехемхета, до сих пор остается загадкой. Существует вероятность, что Сехемхет умер неестественной смертью, может быть, в военном походе или экспедиции, в противном случае, его законный преемник приказал бы достроить гробницу.
Рис: Рельеф с Синая
Тутмос IV. Когда будущий фараон Тутмос IV (где-то в 1400 г. до н.э.), спал под Сфинксом, ему приснился сон, в котором бог Хепри-Ра-Атум пришел к нему и попросил освободить статую от песка, а взамен пообещал, что Тутмос станет правителем всего Египта. Тутмос IV откопал засыпанную за века песком статую, частично реставрировал, а позже велел поставить гранитную стелу с надписью об этих событиях. Эту стелу обнаружил в 1817 году итальянец Жан Баттист Кавилья при расчистке памятника.
Исходя из многочисленных исследований, Тутмос не должен был сесть на трон, и «сказка со стелой» была всего лишь легитимизацией его восхождения на престол. Например, власть царицы Хатшепсут была легитимизирована с помощью легенды о «божественном браке», во время которого сам бог Амон снизошёл с небес к царице Яхмес, принял облик Тутмоса I и зачал «свою дочь» Хатшепсут.
Фото: Фрагмент из его гробницы.
Каромама Меритмут — ливийская жрица, великая супруга бога, верховная жрица Амона Карнакского, дочь Осоркона II-го из 22 династии египетских фараонов (правил Египтом в 872 — 837 годах до н. э.). Каромама наследовала статус Henuttawy: «Верховная жрица, супруга бога Амона» от такой же верховной жрицы. «Великая супруга бога» не могла быть женой какого-то царя: она давала обет безбрачия и «адаптируется» из дочери правящего царя своей предшественницей, которая передавала новой девушке после необходимого обучения и подготовки свой титул и должность.
Недавно была найдена ее разграбленная гробница. Несмотря на то, что гробница была разорена еще в древности, около двери все же нашлись 20 ушебти с именами жрицы и некоторые другие фрагменты ее погребального инвентаря. Мы мало о ней знаем, но ее красоту, а так же мастерство древнеегипетских ювелиров можем узреть в наше время. Ее небольшая статуя находится в музее в Лувре (Париж, Лувр, инв. N 500), куда ее привез Шампольон. Получила статую Каромама от надзирателя казначейства Ahentefnakht. Женщина, давшая обет безбрачия, была верховной жрицей, чья жизнь была посвящена служению богам, исполнению ритуалов, участие в фестивалях, отправлению культов, а так же игре на систрах. Систры были в руках статуи, но, увы, не сохранились до наших дней.
Тонкие пропорции фигуры воплощают очарование и женственность. Черты лица очень приятны и умиротворенны. Статуэтка сделана из бронзы и покрыта многочисленными вставками из 15 сортов золота: белого, красного и желтого. Платье выполнено в форме крыльев богини Маат. Каждое перо крыла было инкрустировано золотом 24 карата, покрыто тонкой фольгой из сплава золота и меди. Фольга была тонкая, что через нее было видно золото.
На фото: статуя в музее Лувра
Несипахерентахат
Мумии величайших правителей Древнего Египта, таких как Таа II Секененра,
Яхмос I, Аменхотеп I, Тутмосы I-III, Сети I и Рамсес Великий и многих других были найдены в тайнике в Дейр эль-Бахри (DB-320, TT-320). Первоначально гробница предназначалась для верховного жреца Амона Пинеджема II и членов его семьи, который умер около 969 года до н. э. В это время отсутствия центральной власти, сопровождаемое иноземными вторжениями, гробницы были особенно уязвимы для грабителей. С целью сохранения более ранних останков, саркофаги с мумиями были перенесены в гробницу Пинеджедема. Несипахерентахат, чей саркофаг находится в музее имени И.Н. Крамского в Воронеже, был распорядителем переноса царских останков.
Фото: В. Солкин
Рехмира — выдающийся государственный деятель Нового царства, занимавший во время правления Тутмоса III и Аменхотепа II посты «градоначальника Города» и визиря Верхнего Египта. Рехмира был внуком визиря Амету, управлявшего Верхним Египтом в начале правления Хатшепсут, и племянником визиря Усера, наследовавшего своему отцу на пятом году правления Хатшепсут. Во время военных кампаний Тутмоса III Рехмира также управлял всеми египетскими владениями фараона. Рехмира занимал должности Верховного жреца Ра в Гелиополе, жреца богини Маат и «хранителя законов справедливости». На стенах его гробницы (TT100 Rekhmire) в Эль Курне можно увидеть, как Рехмира принимает дань от иноземцев: сосуды с Крита и островов Эгейского моря, рогатый скот, жирафы, обезьяны, гепарды, шкуры и слоновьи бивни из Пунта и Нубии, слоны, медведи, лошади и колесницы из Сирии. Стены расписаны сценами разнообразных работ и повседневной жизни, как заготовка пищи (мясо, вино, птица, рыба). Рисунки дают уникальную возможность окунуться в атмосферу ремесленных цехов Древнего Египта. Мастерская по изготовлению статуй фараона, столярные работы, металлоплавильные печи, выкапывание глины и илистой грязи и доставка воды для создания сырцовых кирпичей, которые потом переносят к месту строительства.
Фото из гробницы Рехмира
Рамосе и Мутемуйя
Рамосе был видным чиновником эпохи правления Рамсеса II. В Фивах при нем заметно увеличилось число царских мастеров и художников, создававших в некрополе места последнего упокоения для самого царя, а также для его многочисленных жен и детей. Рамосе был начальником царских художников, писцом, который более трех десятков лет отвечал за работу царских мастеров. На стеле, происходящей из деревни строителей царских гробниц, господин Рамосе изображен вместе со своей супругой Мутемуйей, оба в молитвенной позе. Чета подносит жертвы и мольбы богине Таурт — подательнице семейного счастья и владычице успешного деторождения. У супружеской пары не было детей, и Рамосе, учитывая свое знатное положение, мог бы привести вторую жену, но этого не случилось. Судя по рисункам и текстам, он очень любил свою жену Мутемуйю. Позднее они взяли приемного сына, которого Рамосе выучил своему мастерству.
Фото из гробницы Рамосе
Нефертари Меренмут.
У Рамсеса II было пять великих царских супруг, но самой влиятельной из них, и притом самой любимой, бесспорно, оставалась царица Нефертари. Она была окружена особым почетом при жизни, а после смерти, как и другие супруги, удостоилась чести быть погребенной в Долине Цариц. Нефертари Меренмут, таково ее полное имя, и оно означает «прекрасная спутница». Она была отдана Рамсесу II в жены еще в самом начале его правления. Эта царица изображена утонченно красивой и эффектной. Скульптура неизменно очаровывает всех, кто ее видит, и в полной мере соответствует имени Нефертари, красота которой на долгие века запечатлена в статуе. Ее великолепно сложенное тело облачено в облегающее платье, обрисовывающее безупречные женственные формы.
Лицо ее очень изящно и отличается тонкими чертами. Маленький, гордо поднятый подбородок четко очерчен и свидетельствует об энергичности и решительности его обладательницы — и, возможно, некоторой заносчивости и высокомерии. Все в фигуре и осанке царицы выдает ее благородное происхождение и высокое положение в обществе, но одновременно также говорит о мудрости. Ее тонкая рука изящно лежит на ноге гигантского супруга, но, как это ни удивительно, несмотря на разницу в размерах, от маленькой скульптуры исходит такая сила, что эта молодая особа кажется нам скорее опорой для своего могущественного мужа, нежели слабой женщиной, ищущей защиты. На самом деле мы не слишком много знаем о той роли, которую Нефертари играла в жизни Рамсеса II, и в частности в жизни политической. Однако многое указывает на то, что царица занимала очень важное место. Когда на 21 году правления Рамсес II заключил договор с Хаттусили, владыкой хеттов, этот царь адресовал фараону послание с поздравлениями, в котором он многократно упоминает имя царицы Нефертари, расточая ей самые восторженные комплименты.
Есть и другое свидетельство, на сей раз неоспоримое, того, что царица Нефертари занимала особое место (скорее в сердце фараона, нежели в жизни государства), оно было обнаружено в одном из двух храмов Абу Симбела. Это святилище полностью посвящено «Нефертари, чтобы солнце взошло».
Фото из гробницы Нефертари