Рабство — одна из самых спорных тем сегодня. С одной стороны все сходятся во мнении, что это явление неприемлемо в общество, а с другой мало кто знает, чтоб всё было гораздо сложнее и страшнее, чем показывают в кино. Рабами с одинаковым успехом могли стать люди не зависимо от цвета кожи, а работорговцы разводили специальных собак и были готовы оправдать себя чем угодно и даже создали специальную Библию. Но обо всём по порядку.
1. Миссионерская «Библия рабов»
Некоторые рабовладельцы воспитывали своих рабов и обращали их в христианство. Тем не менее, они не могли позволить им читать Библию, потому что в этой книге есть несколько отрывков, клеймящих рабство. Работорговцы нашли способ обойти это, удалив большинство глав Ветхого Завета и огромный кусок Нового Завета. В результате на свет появилась урезанная Библия, которую они назвали «Части Святой Библии, отобранные для использования негритянскими рабами на Британских островах Западной Индии», или, как ее принято называть сегодня, «Рабская Библия». При этом в Библии были оставлены те фрагменты, которые делали рабство нормальной практикой (например, та часть, где Иосиф содержался в рабстве в Египте). А такие отрывки, как бегство израильтян от своих угнетателей в Египте, были убраны, поскольку белые работорговцы опасались, что это могло побудить рабов восстать. Фактически, рабы на Гаити восстали против своих белых хозяев и выгнали их за три года до того, как была выпущена первая «Рабская Библия». Создатель «Рабской Библии» остается неизвестным. Некоторые источники указывают, что книга могла быть делом рук владельцев белых плантаций, которые использовали ее, чтобы не допускать у своих рабов даже мыслей о восстании. 2. Собаки для охоты на беглых рабов
Беглых рабов обычно было трудно выследить, да и довольно опасно ловить. Поэтому владельцы плантаций нашли решение: разводить злобных собак исключительно для выслеживания сбежавших рабов, нападения на них и захвата. Естественно, отбирали сильные и агрессивные породы, такие как гончие и бульдоги, которые могли разорвать человека на части (а впоследствии и вывели специальную породу — кубинского мастифа, которая вымерла после отмены рабства на Кубе). На самом деле работорговцы часто позволяли собакам увечить пойманных беглых рабов. Более того, собак дрессировали на настоящих рабах. 3. Первый рабовладелец был чернокожим Общепринято считать, что рабство возникло в США, когда первые 20 рабов прибыли в Вирджинию в 1620 году. Это верно только отчасти, поскольку эти люди на самом деле не были рабами. Они были наемными слугами, то есть должны были служить хозяину в течение нескольких лет, после чего им возвращали свободу. В то время процветало рабство по контракту. Многие люди, включая бедных белых, часто продавали рабовладельцу несколько лет своей жизни. Хотя чернокожие действительно часто продавались в рабство по контракту, им возвращали свободу после выполнения соглашений.
Энтони и Мэри Джонсон были двумя наемными слугами, которые прибыли в США в 1620-х годах. Позже они женились и завели своих собственных наемных слуг, одним из которых был человек по имени Джон Кейсор. В 1654 или 1655 году Кейсор и Энтони Джонсон (чернокожий) в итоге оказались в суде Вирджинии из-за разногласий по поводу рабства по контракту Кейсора. Кейсор утверждал, что срок его службы истек, потому что он закончил отработку согласованных семи или восьми лет плюс отработал еще семь лет. Энтони настаивал на том, что Кейсор все еще остается его наемным слугой. Суд постановил, что Энтони может удерживать Кейсора в пожизненном рабстве, что фактически и сделало его первым рабом. Белые владельцы наемных слуг вскоре обратились в суды с аналогичными требованиями и смогли превратить своих наемных слуг в пожизненных рабов. В 1661 году, через несколько лет после суда по делу Кейсора и Энтони, Вирджиния официально узаконила рабство. 4. И белые становились рабами Когда речь заходит о рабстве, обычно вспоминают трансатлантическое рабство, то есть рабов, которых перевозили из Африки в США на кораблях через Атлантический океан. Но это была лишь одна из форм рабства. В других местах процветали иные виды рабства, и в роли жертв часто оказывались белые. К примеру, одна из форм рабства была у берберских корсаров, живших вдоль побережья современных североафриканских стран около 1600 года нашей эры. Берберские корсары часто были мусульманами, хотя в их состав также входили английские и голландские пираты.
В отличие от трансатлантической работорговли, берберы совершали набеги на всех, включая мусульман. Мужчин содержали как рабов, а женщин продавали как наложниц. Детей мужского пола насильственно обращали в ислам и в конечном итоге призывали в рабский корпус Османской армии. Берберские корсары захватывали в плен пассажиров, путешествующих на кораблях в Средиземном море. Позже они переключились на набеги на прибрежные деревни в Англии, Франции, Италии, Ирландии, Испании и Португалии. В 1631 году они захватили все население Балтимора в Ирландии и увели его в рабство. Набеги стали настолько частыми, что многие европейские прибрежные горожане бежали вглубь страны, чтобы спастись от пиратов. Торговля рабами пошла на спад только в XVII веке, когда европейские военно-морские силы начали нападать на пиратов-берберов в открытом море. К XIX веку флоты США и Европы уже нападали на пиратов прямо на их территории. Это заставило их прекратить порабощать европейских христиан, хотя они продолжали совершать набеги на другие территории. 5. Рабы как валюта Запрет 1808 года трансатлантической работорговли должен был стать победой чернокожих рабов и движения против рабства в США. Но «что-то пошло не так». До этого постановления работорговцы зависели от людей, захваченных или купленных в Африке. После запрета они начали разводить рабов прямо в США. Они начали поощрять рабов рождать как можно больше детей. Многие работорговцы владели племенными фермами, где содержали несколько рабов-мужчин со многими рабынями-женщинами. Их дети становились рабами при рождении и оставались на фермах, пока не подрастали и не начинали работать.
Разведение рабов было особенно популярно в Вирджинии, которая быстро стала главным экспортером рабов в другие колонии. Рабы были основным продуктом государства в то время. Они быстро стали своего рода валютой и считались более ценными, чем золото. В 1860 году рабов в США оценивали в 4 миллиарда долларов. Для сравнения, вся валюта в США на тот момент стоила 435,4 миллиона долларов, а все находящееся в обращении золото и серебро оценивались в 228,3 миллиона долларов. Некоторые работорговцы также закладывали своих рабов, а затем формировали банки, которые конвертировали закладные в облигации, продаваемые по всему миру — даже в регионах, где рабство было незаконным. 6. Бегство от рабовладельца считалось психическим расстройством Сэмюэл Картрайт был врачом на рабовладельческом Юге США. Он поддерживал рабство и даже использовал медицину и науку, чтобы оправдать его. В 1849 году он был назначен руководителем государственного комитета штата Луизиана, которому было поручено задокументировать болезни афроамериканцев. Картрайт представил свой доклад, который был озаглавлен «Болезни и физические особенности негритянской расы». Он утверждал, что черные уступают белым.
Согласно Картрайту, у чернокожих был маленький мозг, незрелая нервная система и чувствительная кожа, и все это делало их хорошими рабами. Он добавил, что черный никогда не будет счастлив, если он не будет рабом. Картрайт также добавил, что рабы иногда страдают от драпетомании, психического расстройства, которое заставляет их бежать от своих хозяев. Термин «драпетомания» был образован из греческих слов «сумасшедший» и «сбежавший раб». Картрайт писал, что рабы, планирующие убежать, часто становятся «угрюмыми и неудовлетворенными без причины». Однако пойманных беглых рабов «можно вылечить, вырвав из них дьявола и ампутировав им пальцы на ногах». 7. Лень — удел психопатов Картрайт не остановился на том, что придумал драпетоманию. Он также утверждал о существовании другого вымышленного психического расстройства, названного им «дизестезия эфиопика», которое якобы сделало рабов ленивыми. Картрайт заявил, что дизестезия эфиопика часто возникает, когда кожа становится менее чувствительной. Это якобы заставляло черных рабов работать вяло, как будто они сонные. По словам врача, это заболевание чаще затрагивало свободных чернокожих, а не рабов, потому что у свободных черных не было хозяев, которые могли заботиться о них. Однако он добавил, что эту болезнь можно вылечить, промыв потерявшую чувствительность кожу водой с мылом, а затем очистить ее маслом. 8. Осуждённых можно было брать в аренду в качестве рабов Рабство стало полностью незаконным в конце гражданской войны в США. Это стало проблемой для Юга, который быстро стал нестабильным, потому что его экономика зависела от рабства. Но бывшие работорговцы быстро нашли лазейку в Тринадцатой поправке — той самой, которая отменила рабство. Закон допускал рабство и принудительное рабство как «наказание за преступление». Южные штаты начали арестовывать чернокожих без разбора. Многие были даже арестованы за… безработицу.
«Преступление» наказывалось огромным штрафом, который негры не могли заплатить, потому что были безработными. Поэтому их садили в тюрьму и сдавали в аренду частным предприятиям, которые использовали их для ручного труда. Более 200 000 негров стали жертвами подобной системы «аренды заключенных». Условия были ужасные, как и во времена рабства. Арендованные осужденные выполняли опасные работы в нечеловеческих условиях. Их также били, заковывали и наносили ножевые ранения. Слова «осужденные» и «негры» в то время считались синонимами. 9. Освобожденных чернокожих похищали и перепродавали в рабство
«Подземная железная дорога» появилась несколько лет до гражданской войны. Это была сеть домов и укрытий, управляемых свободными черными и белыми людьми, выступающими против рабства. С помощью этой тайной системы сбежавшим рабам помогали добраться с Юга до антирабовладельческого Севера. Вскоре появилась и «Обратная подземная железная дорога», по которой беглых рабов и свободных негров похищали на севере и продавали на юге в качестве рабов. Похищенные свободные афроамериканцы часто испытывали затруднения в попытках доказать, что они были свободными, потому что суды часто отклоняли их документы как поддельные. Только белый мог доказать, что черный был свободным человеком. 10. Африканцы продавали африканцев в рабство
Африканцы ничуть не менее охотно продавали других африканцев в рабство. Работорговческие корабли, идущие в Африку, должны были откуда набирать полные трюмы рабов. Большинство путешествовали вдоль берегов Африки, где они покупали рабов у местных племен, живущих в этом районе. Рабы часто были военнопленными, захваченными после набегов на конкурирующие племена. Африканские вожди на побережье меняли рабов на европейское оружие, что позволяло им захватывать новые территории. На завоеванных землях они захватывали новых рабов, которых также обменяли на оружие. И этот цикл продолжался. Торговля рабами была причиной того, что многие западноафриканские племена участвовали в серии смертельных войн несколько веков назад. Когда Африка начала торговать с европейцами началась в XVI веке, рабов еще не продавали. Сначала африканские правители торговали только слоновой костью и золотом, меняя их на европейские товары. Однако вскоре они начали торговать рабами.