В XIII веке власть в Египте захватили представители военной аристократии — мамлюки. Это было совершенно особое сословие, которое формировалось из рабов, захваченных на территории России: половцев, грузин, черкесов и адыгов, а по некоторым данным. еще и русских. Их государство было сильным региональным лидером и просуществовало почти 300 лет. Как рабы стали аристократами В средневековом исламском мире была очень популярна практика использования воинов-рабов. Само слово «мамлюк» можно перевести как раб, невольник. Египетские арабские султаны и шейхи пытались создать себе армию идеальных солдат. Они покупали рабов на невольничьих рынках, помещали их в закрытые школы, где те без устали тренировались убивать во славу Аллаха и своего хозяина. Мамлюками становились лишь те рабы, которые были захвачены на воле во время военных операций мусульман на северных границах их держав. Поэтому основную их массу составляли мальчики с Северного Кавказа, из Грузии, Армении, и Великой Степи. Лев Гумилев писал, что мамелюкам такое положение дел вполне нравилось, и они не стремились убежать. Перспективы бегства и свободы были очень сомнительными: одни, на чужой земле, они были обречены на смерть. А служба султанам, наоборот, сулила выгоду. До легендарного Саладина, победителя крестоносцев, мамелюки оставались невольниками, но жили очень хорошо. Они могли становиться военачальниками. Позднее, когда в этих краях услышали об успехах своих соотечественников, многие молодые черкесы и кипчаки стали сами, добровольно вступать в ряды мамлюков. Еще до освобождения мамлюки активно влияли на политику, поддерживая нужные династии в каирских дворцовых интригах. При Саладине, в 1170-х, мамелюки и другие военные стали получать в собственность наделы земли, рабы вдруг стали феодалами. Саладин смог победить в гражданской войне именно благодаря тому, что таким щедрым жестом поставил на свою сторону военную элиту Египта. Но этим Саладин вырыл могилу своей династии Аййубидов — в 1250 году мамлюки убили потомка Саладина — Муаззама Туран-шаха, и сами возглавили страну. Мамелюки речные и мамелюки башенные Уже в начале XII века, мамлюки представляли собой влиятельную и очень закрытую корпорацию. Гумилев писал, что отряды мамлюков формировались именно по этническому принципу: «И вот представьте такую картину. На невольничий базар, где стоят нагие юноши, выходит сотник в чалме, в роскошных шароварах, с саблей на боку и кричит: «А ну, крещеные, кто из Чернигова, кто из Мурома, отзовись!» Кое-кто отзывается, и сотник уводит их к себе в казарму, чтобы включить в свой отряд. Затем выходит другой сотник и кричит: «Эй, уланлар, кель менде». Его сменяет третий, говорящий по-черкесски, четвертый — по-алански, пятый — по-грузински, и так, пока все не разберут своих земляков. Принцип этнической близости выдерживается более строго, чем в любых иных коллизиях». В итоге выделились две группировки: мамелюки бахри, которые были преимущественно половцами-кипчаками, и бурджи — кавказцы и греки. Бахри переводится как большая река, так как тренировочный лагерь этих мамлюков был на нильском острове, а бурджи — это башня, потому что мамлюки-кавказцы тренировались при каирском форте.