Не каждый из нас может оценить подобные картины по заслугам и обнаружить в них тайный смысл. Однако стоимость этих картин порою достигает запредельных высот, и коллекционеры со всего мира съезжаются на торги, чтобы выкупить понравившееся полотно.
«Оранжевый, красный, желтый»
Марк Ротко, 1961
Стоимость: $ 86,882 млн
Автор рекомендовал смотреть на произведения с расстояния 45 см, чтобы зрителя «затягивало» в цвет, как в воронку. Художник заявлял: «Зритель должен плакать, глядя на них», — и такие случаи действительно были. По теории Ротко, в этот момент люди проживают тот же духовный опыт, что и он в процессе работы над картиной.
«Номер 5»
Джексон Поллок, 1948
Стоимость: $ 140 млн
Ценность работ Поллока — не в результате, а в процессе. Автор не случайно называл свое искусство «живописью действия». С его легкой руки оно стало главным достоянием Америки. Джексон Поллок смешивал краску с песком, битым стеклом, а писал куском картона, мастихином, ножом, совком
False start
Джаспер Джонс,1959
Стоимость: $ 80 млн
Джонс работал с реальными предметами, изображая их на холсте и в скульптуре в полном соответствии с оригиналом. Для своих работ он использовал простые и понятные всем предметы: пивную бутылку, флаг или карты. Художник будто играет со зрителем, часто неверно подписывая цвета на картине.
«Супрематическая композиция»
Казимир Малевич,1916
Стоимость: $ 60 млн
В Городском музее Амстердама картина хранилась около 50 лет, но после 17-летнего спора с родственниками Малевича музей отдал ее. Смотреть на нее лучше сверху: фигуры на полотне напоминают вид на землю с воздуха.
«Спящая девушка»
Рой Лихтенштейн,1964
Стоимость: $ 44,882 млн
В Городском музее Амстердама картина хранилась около 50 лет, но после 17-летнего спора с родственниками Малевича музей отдал ее. Смотреть на нее лучше сверху: фигуры на полотне напоминают вид на землю с воздуха.
«Спящая девушка»
Рой Лихтенштейн,1964
Стоимость: $ 44,882 млн
Другое название картины — «Голубая звезда». Художник написал ее в том же году, когда объявил: «Я хочу убить живопись», — и нещадно издевался над холстами, царапая краску гвоздями, приклеивая к полотну перья, покрывая работы мусором.
1949-A-No.1
Клиффорд Стилл,1949
Стоимость: $ 61,7 млн
Все свои работы Стилл завещал американскому городу, где будет открыт музей его имени. Таким городом стал Денвер, но строительство обходилось властям дорого, и для его завершения 4 работы были выставлены на аукцион.
«Победа. Буги-вуги»
Пит Мондриан,1944
Стоимость: $ 40 млн
Самый «музыкальный» из художников XX века зарабатывал на жизнь акварельными натюрмортами. «Фирменные» аккуратные квадраты получались благодаря использованию липкой ленты — любимого материала Мондриана.
«Свет Анны»
Барнетт Ньюман,1968
Стоимость: $ 105,7 млн
Полотно «Свет Анны», написанное Ньюманом в 1968 году и названное так в память о его матери, умершей в 1965-м, является самым большим из всего творческого наследия художника. Его размеры действительно впечатляют — 610,5×275 см.
«200 банок супа»
Энди Уорхол, 1962
Стоимость: $ 70–100 млн
В 1960–1962 годах появился ряд картин с изображением консервных банок с супом «Кэмпбелл». Вначале «портреты» банок супа исполнялись в технике живописи: «Банка с супом «Кэмпбелл», а с 1962-го — шелкографии: «32 банки супа «Кэмпбелл», «100 банок супа «Кэмпбелл», «200 банок супа «Кэмпбелл».