В наше время большая редкость увидеть старые «Волги» на оригинальной резине, ведь это считается уже дорогим антиквариатом. Давайте посмотрим какими были штатные волговские покрышки
Присоединительные параметры «волговских» колес ведут свою родословную еще от первых автомобилей ГАЗ – так называемая американская система с разболтовкой 5х5 1/2″ (5х139,7 мм между отверстиями для шпилек). К слову, ширина дисков Победы (4 дюйма) без вентиляционных отверстий по меркам довоенных машин была непривычно большой, равно как и размерность покрышек – 6.00-16.
Отличительная особенность резины И-77 для Победы, которая встречались в продаже вплоть до конца восьмидесятых (!) – ограничение по скорости до 105 км/ч, из-за чего на Волгах такие колеса применять просто нельзя.
ГАЗ М-21 изначально комплектовалась диагональными бескамерными шинами 6,70-15 – модели Я-127 (Я-127А в камерном варианте). Однако во второй половине 1963 года на «двадцать первую» начали устанавливать шины Я-260 типа «Р», что указывало на радиальную конструкцию корда. Впрочем, массовой в первичной комплектации «радиалка» не стала. Впоследствии для М-21 много лет выпускалась резина И-194, а также зимняя модель И-144. Редким универсалам модели М-22 были положены «свои» покрышки И-89 – увеличенной грузоподъемности и размерности 7,00-15.
Резина Волги устанавливалась на 15-дюймовые штампованные колеса (ГАЗ 21-3101015) с шириной обода 5,5 дюйма. Интересно, что по присоединительным параметрам (5х139,7 мм) колеса идентичны деталям для автомобилей УАЗ, РАФ и ВАЗ-2121. На «РАФах» первого поколения применялись диски именно от «двадцать первой». Центральная часть ступицы была закрыта хромированным колпаком, который фиксировался благодаря наличию на диске трех выступов.
Как и автомобили остальных классов, новая на тот момент Волга модели ГАЗ-24 примерила обувь на размер меньше – то есть четырнадцатидюймовые диски с шириной обода пять дюймов, но с теми же присоединительными параметрами, что и у модели М-21.
Штатная размерность шин – 7,35х14. Изначально резина «двадцать четверки» была диагональной полнопрофильной (82%) – модели И-146, затем – ИД-195 тоже диагональной конструкции.
По рисунку покрышки Волги ничем не отличались от резины для Жигулей или Москвичей – узкие канавки Z-образной формы и множество прорезей-ламелей, которые были призваны улучшить сцепные свойства шины с дорогой. Для ГАЗ-24 существовали и зимние покрышки! Правда, по рисунку протектора и, главное, составу резиновой смеси эта резина была ближе к современной «грязевой» (типа M+S), нежели к чисто зимней.
Отличительная особенность «диагоналок» для Волги – высокие боковые уводы – грубо говоря, при попытке резко пройти поворот боковина просто складывается и автомобиль «плывёт». При этом со временем резина заметно «дубеет» и даже покрывается микротрещинами, из-за чего для «обычной» эксплуатации (а не выездов на выставки) она уже слабо годится.
В середине восьмидесятых годов сам ГАЗ выпустил партию легкосплавных дисков с изящным рисунком (гнутые спицы), которые по дизайну чем-то неуловимо напоминали колёса американских автомобилей Lincoln тех лет. Впрочем, наибольшей же экзотикой на Волге были магниевые диски от… вертолёта (!) Ми-8, которые применяли спортсмены-кольцевики.
Многие владельцы Волг сегодня задаются вопросом – а во что же «обуть баржу»? Независимо от модели, нужно стремиться, чтобы соотношение ширины и высоты профиля покрышки было как можно ближе к заводскому «исходнику». И, разумеется, никаких низкопрофильных шин с цифрами 60 или 65 в индексе – такие годятся для относительно современных легковушек, но никак не для почтенных советских «дредноутов». Несмотря на то, что выбранная модель наверняка будет в бескамерном исполнении, на родные колесные диски Волги её лучше монтировать в камерном варианте. Причина проста: обод колес ГАЗ лишен кольцевых выступов (хампов), предотвращающих разбортирование покрышки в повороте.
Важно не ошибиться и не приобрести «узкую и высокую, как родная», но шину, предназначенную для грузовиков. Сухопутная «баржа» возит пассажиров и «грузовая» резина для неё слишком тяжелая и жесткая.
Для модели ГАЗ-3102 были предусмотрены покрышки совершенно другого формата — широкие и низкопрофильные. Шины ИД-220 радиальной конструкции размерности 205/70 R14 на дисках шириной 5,5 дюйма смотрелись куда эффектнее, чем узкая и высокая «диагоналка». Поскольку колесные диски по тогдашней моде лишились хромированным ступичных колпаков и были полностью закрыты большими «тарелками» из пластика (или металла, как было предусмотрено изначально!), выступы под крепление колпаков на ступице упразднили. При модернизации такие же широкие «лапти» достались и бывшей «двадцать четверке», получившей индекс 24-10.
На этом «колесные метаморфозы» Волг советского периода закончились, хотя наследница «двадцать четверки» еще долго сходила с конвейера в Нижнем Новгороде, перейдя к концу ХХ века на тот же диаметр диска (15 дюймов), что и родоначальница «рода баржевого» – Волга модели М-21.