За последние пару столетий люди привыкли к техническому прогрессу, и кажется, что вокруг нас постоянно появляются вещи, значительно расширяющие наши возможности. На самом деле всё не совсем так. Многие действительно уникальные изобретения так и не внедряются или не находят широкого применения из соображений экономической целесообразности или по другим причинам. В этом посте — о некоторых уникальных разработках, которые так и не вошли в жизнь.
1. Пассажирская сверхзвуковая авиация
Появление реактивных двигателей открыло новую эру в истории авиации. Самолёты стали летать значительно быстрее, массовые авиаперевозки связали далёкие страны и континенты. Но перелёты на большие расстояния были всё ещё довольно долгими (например, перелёт из Москвы в Австралию занимает около суток), и авиаконструкторы стали думать над тем, как сократить время полёта ещё больше.
Для решения этой задачи требовалась разработка сверхзвукового пассажирского авиалайнера. Полёт на сверхзвуковой скорости предъявляет повышенные требования к самолёту, поэтому его конструкция должна принципиально отличаться от обычного дозвукового. Однако, несмотря на разные сложности, в 60-е сразу в нескольких странах приступили к разработке сверхзвукового пассажирского самолёта. В 70-е первые проекты были завершены. Франция и Великобритания объединили свои разработки, и их результатом стал сверхзвуковой самолёт «Конкорд». А в СССР появился сверхзвуковой Ту-144. В середине 70-х (ТУ-144 в 1975, а «Конкорд» в 1976) они начали пассажирские перевозки.
Ту-144
Конкорд
Скорость действительно впечатляла — она составляла более 2000 км/ч, в то время как популярный в то время Боинг-747 летал на скорости менее 1000 км/ч. Но более, чем двухкратное сокращение времени полёта дорого обходилось. У обоих моделей сверзвуковых авиалайнеров оказались очень высоки эксплутационные расходы. Для того, чтобы полёты хотя бы окупались, требовалось значительно поднимать цену на билеты. Сильно повредил перспективам эксплуатации и нефтяной кризис 1973 г., приведший к резкому росту цен на топливо. В результате сверхзвуковая авиация так и не получила распространения. Регулярные полёты Ту-144 свернули уже в 1978, «Конкорд» продержался немного дольше — до 2000 года, после чего и его полёты были прекращены.
2. Экранопланы.
У самолёта, летящего на небольшой высоте над землёй (несколько метров) возникает т. н. экранный эффект — слой воздуха, прижимаемый самолётом к земле, создаёт дополнительную подъёмную силу. Советским конструкторам пришло в голову использовать этот эффект для создания экранопланов — летательных аппаратов, движущихся на небольшой высоте над поверхностью. Предполагалось, что экранный эффект позволит экономить топливо и обеспечит более высокую грузоподъёмность. Кроме того, экранопланам не нужны аэродромы, они могут взлетать и садиться на любую более-менее ровную поверхность.
Работы над созданием экранопланов в СССР начались в 60-е. В первую очередь экранопланы предназначались для выполнения военных задач. Вскоре на свет появились экспериментальные прототипы десантных экранопланов, а также экранопланов, оснащённых крылатыми ракетами для борьбы с надводными кораблями противника.
Например, экраноплан «Лунь», построенный в 1987 г., был вооружён 6 противокорабельными ракетами «Москит» и мог перемещаться на небольшой высоте над водой со скоростью около 500 км/ч. Подобные экранопланы, по задумке, должны были находиться в составе ВМФ и предназначались для борьбы с авианосными группировками противника.
экраноплан «Лунь»
После распада СССР дальнейшие разработки экранопланов были свёрнуты. Сейчас в России выпускаются лишь небольшие пассажирские экранопланы, такие, как этот пятиместный «Акваглайд».
Акваглайд-5
3. Летающий ранец
Реактивный ранец, надев который на спину, человек, может летать — непременный элемент фантастических произведений. В 60-е созданием подобных ранцев заинтересовалась армия США. Управление транспортных исследований армии США предполагало, что персональные реактивные аппараты могут найти самое разнообразное применение: для разведки, форсирования рек, высадки морских десантов, подъёма на крутые горные склоны, преодоления минных полей, тактического маневрирования и так далее. Концепция получила название «Малое ракетное подъёмное устройство». За конструирование летающего ранца взялся Венделл Мур из «Белл Аэросистемс».
Создать ранец, который устойчиво вёл бы себя в полёте и был хорошо управляем, оказалось довольно сложным делом. Сам конструктор на испытаниях ранца однажды упал и сломал коленную чашечку. В конце концов в 1961 г. армии была продемонстрирована работающая модель ранца. Однако характеристики его не впечатлили военных Ранец работал на дорогостоящей перекиси водорода, развивал скорость 55 км/ч, а максимальная продолжительность полёта составила всего 21 секунду. Армия разорвала контракт.
испытания летающих ранцев
В 1965 компания «Белл» и Венделл Мур заключили новый контракт и продолжили работы над летающим ранцем. На этот раз был создан ранец другой конструкции с турбореактивным двигателем. Это позволило увеличить продолжительность полёта (в теории до 25 минут) и скорость до 135 км/ч. Однако военные снова были недовольны. Ранец оказался сложным в обращении и слишком тяжёлым. А смерть конструктора в 1969 г. положила конец разработкам.