Мордастый автобус из Швейцарии

0
0

В цюрихском музеи трамваев (Tram Museum Zurich), на фоне всей этой «Трамвайнятины», хотя и жутко тоже интересной, особняком стоял один экспонат . Это идеально отреставрированный до оригинального состояния пассажирский автобус Saurer 2 BOD (1933) .

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Покрашен автобус в фирменные цвета StStZ (der Städtischen Strassenbahn Zürich ) , которому он изначально принадлежал.

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Этот автобус номер 45 из StStZ был построен в 1933 году компанией Adolph Saurer AG из Arbon , Швейцария (Швейцария), очень заметным производителем грузовиков и автобусов под брендами Saurer и Berna (начиная с 1929 г.). Бренд Saurer был очень хорошо известен по всей Европе в период между Первой и Второй мировыми войнами (1918-1939). В народе эти автобусы называли «Schnauzenbussen» ( буквальный перевод : «мордастый автобус») из-за большого капота.

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Это был однин из самых маленьких «Schnauzenbus», которые были специально приобретены для проселочных дорог. Впоследствии он был продан VBZ компании Bonita, где долго эксплуатировался , замаскированный под желтой краской.

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Затем компания Bonita передала этот автобус в музей , где ему провели масштабную реставрацию до теперешнего вида

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

К основным техническим характеристикам этого автобуса относится :
— Двигатель типа BOD
— Мощность двигателя — 49 kW (67 л.с.)
— Скорость 55 км\\ч
— Сидячих мест 15 ( включая водительское)
— Стоячих мест — 12
— Всего мест — 27

А вот его оригинальная табличка с номерами двигателя, шасси .

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Кузов был сделан в кузовной мастерской Tüschler , Zurich, которая существует и сейчас.

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Автобусы на самом деле не имели поручней для стоящих пассажиров, а вместо них к потолку были закреплены кожаные ручки, которые свободно болтались в такт движения автобуса, если не были использованы. Это создавало особую атмосферу поездки .

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Салон изготовлен из коричневой кожи и дерева, что было характерно для того времени.

Мордастый автобус из Швейцарии

Здесь, правда мы видим уже наличие вертикальных поручней — последствие «осовременивания» во время реставрации.

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Особенный звук был у этого 100-сильного двигателя, к которому примешивается другие шумы от деревянного корпуса и от не очень совершенной рессорной подвески.
Место водителя тоже очень «фактурное». И особый шарм придает особое «трехкольцевое» рулевое колесо.

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Деревянная приборная панель в сочетании с остальной аскетической отделкой, различные блестящие болты, крючки и механизм открывания лобового окна придают кабине «стим-дизель-панковский вид».

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Вообще к автобусам «Schnauzenbussen» относились следующие модели: Saurer V9 (1927), Saurer 4 PBO (1930), Saurer 2 BOD (1933) и BLD (1934). Все они были с большим капотом и блестящим хромированным радиатором. StStZ (der Städtischen Strassenbahn Zürich ) закупила с 1927 по 1947 год 45 автобусов этого типа в трех модификациях . Двигатели имели объем 8 л и мощность около 100 л.с.
Schnauzenbus было довольно популярное имя этих автобусов. Название появилось в Цюрихе, когда только Saurer впервые в 1948 году показал свой новый автобус с кабиной над двигателем.

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Термин «Schnauzenbus» был гораздо раньше использован в Германии. Старые грузовики пришли в Seebach и с 1931 использовались на линии C (?) Seebach-Glattbrugg, а также до 1952 года при перестройке аэропорта Kloten и были постепенно заменены на грузовики с кабиной над двигателем. Позже такой автобус можно было увидеть в качестве школьного транспорта, довозивший учеников из школы в Buhnrain до бассейна в Allenmoos. Школьники называли его также «гроб» (Sarg). После 1960 г. он уже редко где встречался.

Мордастый автобус из Швейцарии
Мордастый автобус из Швейцарии

Сегодня VBZ до сих пор владеет двумя автобусами этого типа, которые иногда используются как исторические автомобили. Конечно, их приходится использовать очень осторожно и аккуратно, т.к. им больше 80 лет. Старые автобусы реставрированы как оригиналы и пассажиры чувствуют себя, как в бабушкиной гостиной с большим количеством кожи и дерева.

Мордастый автобус из Швейцарии

Немного из истории появления первых автобусов Saurer в Цюрихе.
В начале 1927 года StStZ закупила около 6 автобусов. Из них 5 автобусов были двухосные, шасси Saurer (Adolph Saurer AG, Arbon) тип 4AN с бензиновыми двигателями. Кузов изготовлен компанией SWS (Schweizerische Waggonfabrik Schlieren).
Вот к примеру автобус №3 этого типа в Цюрихе.

Мордастый автобус из Швейцарии